Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика - хотят изменить нынешний миропорядок, при котором бал правит Запад. Но как это сделать, они еще сами не знают.
Сначала это была просто аббревиатура - БРИК (BRIC), придуманная в 2001 году экономистом банка Goldman Sachs Джимом О'Нилом (Jim O'Neill). Это было сокращение от «Бразилия, Россия, Индия, Китай». В 2010 году это объединение расширилось за счет Южной Африки. Таким образом, речь идет о пяти странах, демонстрирующих в начале нового тысячелетия стремительный экономический рост, на которые к тому же приходятся 42% населения Земли, 24,5% мирового ВВП, а также 17% мировой торговли. В 2006 году они попробовали объединить свои политические усилия и снизить влияние Запада на мировую финансовую систему, увеличив при этом собственное влияние на нее. Развивающиеся рынки должны были со временем вырасти в новые мировые державы.
Шестой ежегодный саммит БРИКС, состоявшийся на прошлой неделе в бразильской Форталезе, увенчал собой одно из главных мировых спортивных событий - финал чемпионата мира по футболу. При этом президенты и главы правительств пяти стран договорились о том, о чем разговоры велись уже несколько лет: создать собственный Банк развития и собственный Резервный валютный фонд. С одной стороны, оба эти учреждения будут финансироваться довольно скудно: сначала каждая страна выделит по 50, а потом по 100 миллиардов долларов для Банка развития БРИКС, который будет финансировать, в первую очередь, инфраструктурные проекты, а также по 100 миллиардов долларов Резервному фонду, средства которого будут предназначаться для поддержки стран-членов объединения в борьбе с финансовым кризисом. Однако в то же время эти решения стали сигналом Западу, что БРИКС будет бороться за свое место под солнцем.
Вместе с тем, у нас нет поводов впадать в панику. Во-первых, на воплощение упомянутых решений в жизнь уйдут годы. А во-вторых, размеры финансирования Банка развития и Резервного фонда БРИКС не особенно впечатляют. Для сравнения: Всемирный банк с начала мирового финансового кризиса в 2008 году выдал разным странам кредитов на 246 миллиардов долларов, причем только в прошлом году эта сумма составила 50 миллиардов. Международный валютный фонд (МВФ), в свою очередь, располагает средствами в размере 837 миллиардов долларов. Таким образом, новые финансовые институты вряд ли смогут составить им настоящую конкуренцию. Особенно если учесть, что, к примеру, на развитие инфраструктуры в Южной Азии в следующие десять лет потребуется до трех триллионов долларов.
Нельзя не отметить также, что страны БРИКС имеют очень различный уровень экономического развития. Так, ВВП Китая в 28 раз превышает ВВП Южной Африки и в четыре раза - ВВП Индии и России. В пересчете на душу населения показатели также сильно разнятся. Так, в России и Китае соответствующий доход в десять раз выше, чем в Индии. Кроме того, экономические интересы разных стран тоже зачастую не совпадают.
Но еще больше различий затрагивают политический аспект. Три страны БРИКС - Индия, Бразилия и ЮАР - являются демократиями. В Китае господствует диктатура этакого «капиталистического коммунизма», а в России - псевдодемократическая авторитарная система. Чисто географически страны БРИКС находятся далеко друг от друга, и даже одно только это обстоятельство мешает единству их политических интересов. Москва постоянно ссорится с некоторыми из своих соседей. У Китая довольно напряженные отношения с остальными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а Бразилия по-прежнему изолирована в своей Южной Америке.
Но самое главное заключается в том, что и отношения внутри БРИКС далеко не безоблачны. Китай и Индия воевали между собой из-за границы в Гималаях, а отношения с Пакистаном и позиция по поводу Далай-ламы также не способствуют их сближению.
Москва, у которой последняя пограничная война с Китаем (на Амуре) датируется 1969 годом, правда, вроде бы заинтересована в сближении с Пекином, но ее скрытое недовольство активностью Поднебесной в Центральной Азии, а также алчными взглядами китайцев на малозаселенные, но богатые полезными ископаемыми сибирские просторы, может рано или поздно прорваться наружу. Китай и Бразилия, в свою очередь, остро конкурируют между собой за африканские природные богатства.
Все эти различия и противоречия, конечно, не помешают странам БРИКС вместе бороться против миропорядка, по-прежнему остающегося под сильным влиянием Запада - а отказ Конгресса США «подвинуться» во Всемирном банке и МВФ и предоставить больше прав развивающимся странам лишь послужит для них оправданием их собственных действий. Но если оставить за скобками совместное противостояние Западу, то окажется, что их представления о будущем сильно разнятся. Страны БРИКС едины, когда речь идет о чем-то, что им не нравится, но окажутся неспособными договориться о том, чего они хотят в будущем. К тому же вряд ли четыре страны, входящие в объединение, захотят променять нынешнее глобальное превосходство США на мировую гегемонию своего партнера Китая.
Так что не надо паники! Пятьсот лет западного превосходства подошли к концу, но говорить о господстве БРИКС пока еще совершенно не приходится. Даже если нет никаких сомнений в том, что их рост повлияет на миропорядок в XXI веке.