ВАШИНГТОН, 3 мая. /Корр. Иван Лебедев, Борис Макаров/. Программа запуска военных спутников США в ближайшей перспективе не пострадает из-за введения временного запрета на использование российских ракетных двигателей РД-180 на американских носителях «Атлас-5». Об этом заявил официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби, комментируя решение американского суда по федеральным искам.
В среду этот суд обязал корпорацию United Launch Alliance (ULA), работающую по заказам министерства обороны США, отказаться от дальнейших закупок российских двигателей РД-180 производства компании «Энергомаш». Судья Сюзан Брэйден вынесла такое решение в связи с санкциями США против России, в том числе ограничениями на сотрудничество в области высоких технологий.
«Мы будем выполнять решение суда, - сказал Кирби. - На ближайшее время у нас есть достаточный запас (двигателей РД-180), и поэтому на национальной программе запусков (спутников) это практически никак не отразится». Говорить более подробно об этой проблеме представитель Пентагона отказался, отметив, что она по-прежнему является предметом судебного разбирательства.
В отдаленной перспективе программа ракетных пусков минобороны США, а также взаимовыгодное сотрудничество между United Launch Alliance и российским «Энергомашем» могут пострадать в результате американских санкций против РФ, введенных из-за ситуации вокруг Украины. Однако истинной причиной рассмотрения этого дела в американском суде стала вовсе не политика, а конкурентная борьба в самих Соединенных Штатах. Калифорнийская компания Space X решила использовать выгодную для себя политическую конъюнктуру, чтобы разрушить монополию на запуски военных спутников, которой сейчас владеет ULA и для этого подала иск против корпорации, созданной гигантами авиакосмической индустрии Boeing и Locheed Martin, а также федерального правительства в лице Военно-воздушных сил США.
В настоящее время эксклюзивный многолетний контракт с ВВС на запуск разведывательных спутников на сумму в миллиарды долларов подписан с ULA, использующей на одной из своих ракет - «Атлас-5» - российские РД-180. Их экспортирует в США из подмосковных Химок российско-американское предприятие «РД-Амрос». По действующему соглашению, оно должно в течение ближайших пяти лет поставить 36 двигателей в количестве от четырех до шести единиц в год.
Желая получить свой кусок пирога в виде правительственных заказов и пытаясь подорвать бизнес своих конкурентов, Space X, имеющая собственную ракету Falcon 9, подала судебный иск, утверждая, что использование на носителях «Атлас-5» двигателей РД-180 «является нарушением санкций правительства США в отношении России». Глава компании Элон Маск не скрывает намерения бороться за заказы ВВС любыми методами. «Я не говорю о том, что нам должны попросту подарить эти запуски, - заявлял он ранее на пресс-конференции в Вашингтоне. - Если мы попытаемся, но проиграем борьбу, пусть будет так. Но сейчас мы даже не можем попытаться, и это неправильно».
В результате суд удовлетворил требование Space X, запретив совместному предприятию Boeing и Locheed Martin закупать двигатели у российского производителя. На уже подписанные контракты запрет на распространяется. В постановлении суда также отмечается, что оно является временным и действует «до тех пор, пока ответчик в лице ВВС США или соответчик в лице ULA не предоставят решения министерства финансов, министерства торговли и госдепартамента США, указывающие на то, что такие закупки (двигателей) не противоречат указу президента» о санкциях в отношении России.
Ответчики - в первую очередь ULA - с таким вердиктом не согласны. «Компания всерьез обеспокоена решением суда и будет работать с министерством юстиции, чтобы оспорить запрет в кратчайшие сроки. Space X предприняла попытку прервать контракт на запуски, которые связаны с интересами национальной безопасности США, - говорится в официальном заявлении United Launch Alliance.
Примечательно, что вокруг РД-180 в США продолжается еще один коммерческий спор. В настоящее время этот двигатель в соответствии с эксклюзивным соглашением между 'РД-Амрос' и ULA может быть использован только на ракетах 'Атлас-5' производства Locheed Martin. Однако компания Orbital Sciences хотела бы поставить его на свой носитель 'Антарес' и также пытается добиться отмены монополии ULA. Ранее Orbital Sciences подавала соответствующий иск в Федеральную торговую комиссию США, но недавно отозвала его, заявив, что намерена решить этот вопрос путем переговоров.